Исследование рынка крепежа, Свердловская область.

Краткий обзор материалов исследования.

Цели исследования:
1. Анализ конъюнктуры рынка крепежных изделий Свердловской области.
     - объем спроса (емкость рынка);
    - средняя рентабельность на местном рынке в различных сегментах;
    - динамика, тенденции и перспективы развития рынка метизов до 2010 года;
    - оценка влияния факторов и тенденций, определяющих развитие рынка;

2. Изучение основных конкурентов в сегменте поставщиков метизов.
3. Определение основных причин выбора поставщика крепежной продукции.

Этапы проведения исследования:
a). desk-research, сбор вторичной информации, составление списков фирм участников рынка всех сегментов;
b). экспертные интервью с представителями оптовых и мелкооптовых фирм (10 интервью);
c). экспертные интервью с представителями фирм розницы (5 интервью);
d). количественное исследование, розничные точки (120 интервью);

Терминология: крепежные изделия из металла называются метизами (сокр. от металлические изделия).

Рис.1. Схема  распространенения крепежных издели в России,  Закачать (открыть целиком) формат pdf ,115,1 кб. Рис.1 Схема распространения крепежных идзделий, Марка-Групп, 2008.

Всю крепежную продукцию можно условно классифицировать следующим образом:

1. Строительный крепёж (к строительному крепежу относят все виды металлических изделий, предназначенные для соединения между собой элементов строительных сооружений и конструкций). 
   • анкеры, гвозди, саморезы, дюбели. 
Метрический крепеж (так же относится к строительному):
   • мебельные болты, болты, гайки, шайбы, шпильки, винты.

2. Грузовой крепёж – такелаж.
   • карабины, цепи (цепь сварная), стальные тросы (тросы из нержавеющей стали) , талрепы, зажимы, вертлюги, рым-болты.

3. Расходные материалы.
   • свёрла, буры, биты,отрезные диски.

 Строительная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отечественных отраслей промышленности. Рост потребления строительного крепежа прямо пропорционален общему росту строительной отрасли. Добавим, что по Свердловской области рост жилищного строительства за 2007 год составил около 30%. Строительную отрасль принято делить на жилищное строительство и нежилищное строительство.   Отмечается, что сейчас большая доля потребления крепежа приходится именно на проведение ремонтных и отделочных работ в жилищном строительстве.

 Некоторые предприниматели, ориентируясь именно на этот сегмент, предпочитают открывать торговые точки (как правило, небольшие) неподалеку от активно застраиваемых районов. Строительные бригады, работающие в этом районе, закупают крепеж у оптовиков, однако если продукция заканчивается, то нехватку можно компенсировать и в местной мелкой торговой точке. Что, безусловно, приносит ее владельцу неплохой доход. Соответственно, те же предприниматели не советовали открывать магазин в центре города в виду того, что он застроен. Если говорить об этой перспективе, то упомянем, о проекте нового жилого района "Академический" в   Екатеринбурге. Строительство первой очереди жилого района (около 2,5 миллиона квадратных метров жилья, 600-700 тысяч квадратных метров социальных объектов и 900 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости) запланировано на 2007-2011 годы. Затраты на строительство первой очереди составляют более 70 миллиардов рублей.

 Рис.2. Потребление строительного крепежа.Рис.2. Потребление строительного крепежа, Марка-Групп, 2008.

Помимо строительства, рынками сбыта крепежа являются так же:
1. Промышленность; 
2. Транспорт; 
3. Энергетика; 
4. Торговля; 
5. Население;

Если говорить о таких отраслях как промышленность, транспортная отрасль, энергетика, то их развитие сохраняется на уровне 2-3%, что еще раз подчеркивает привлекательность строительной отрасли.

Возвращаясь к путям реализации метизных изделий, добавим, что на этапе розничной торговли  наценка  (из вышеупомянутых составляющих) к цене производителя составляет 50-200%. 
Предложим классификацию точек розничной торговли:
1. Строительные магазины;
   • Крупные магазины (в том числе сетевые)
   В Екатеринбурге: «СуперСтрой», «А-квадрат»,  «Домотэкс», «Строй-арсенал», «Стройте с нами» и тд.

   • «Магазины среднего размера»
   В Екатеринбурге: "Стройматериалы и инструменты", "Создай уют" и проч.
2. Хозяйственные магазины;
   В Екатеринбурге: «Хозтовары»; «Товары для дома и сада»;
3. Мелкие магазины и торговые точки на рынках;

 

Наиболее востребованная на сегодня на рынке метизов продукция:
%
1. Винты самонарезающие (саморезы)
-
2. Шурупы универсальные
-
3. Дюбель-гвозди для быстрого монтажа
-
4. Дюбели распорные
-
5. Анкерная техника (крепеж для бетонных конструкций)
-
6. Метрический крепеж (болты, гайки, шайбы и т. д.)
-
7. Гвозди
-

 

Для справки:  входной билет для владельца розничной точки, составит примерно $11-20 тыс. В эту сумму войдет так же приобретение торговой точки на строительном рынке - от $1 тыс. до $8 тыс. и минимум $10-12 тыс. для обеспечения ассортимента продукции в наличии. Ежемесячная аренда составит $800-1500.  

 

По данным "Росметиза", в 2006 году российское потребление крепежа составило около 250 тыс. т ($400 млн (по средней оптовой цене)) и прирастает темпами по 10-15% в год, импорт же составляет не менее половины этого объема. Потребности России в строительном крепеже на 75% удовлетворяются за счет импорта -- в основном из Юго-Восточной Азии и Украины. В результате анализа оценок опрошенных в ходе исследования эспертов, можно сказать, что основная тенденция в увеличении этой доли - сохраняется. Отечественная крепежная отрасль постепенно сдает позиции, теряя ежегодно часть объемов производства. В результате проведенного опроса были получены следующие данные:

Рис.3. Метизная продукция на рынке, распределение по стране-изготовителю.
 Рис.3. Страны производители крепежной продукции на рынке, Марка-Групп, 2008.

Специфика метизного рынка заключается в том, что хоть сколько-нибудь крупный дилер работает «на склад». Товар - стандартный и в том случае, если требуемая продукция имеется в наличии - то дилер зарабатывает на ее поставке, если отсутствует, то зарабатывают уже его конкуренты.  Так же справедливо и то, что чем больший ассортимент может предложить поставщик, тем более привлекателен он для дилера или перепродавца (предпочитаемый процент формирования заявки, как правило, составляет 90-95%).

Для справки: исходя из данной специфики, вложения в ассортимент при оптовой торговле потребуются более весомые. Для реализации 100 тонн крепежной продукции в месяц, на складе необходимо поддерживать постоянный запас в 500 т. "Заморозка" оборотных средств для поддержания такого запаса составит порядка $750 тыс.
 
В ходе исследования так же выяснилось, что немаловажным фактором привлекательности поставщика, являются и условия работы, которые могут заключаться в возможности доставки товара, оперативности поставок (промежутки между поставками), сроках выполнения заказов, условия оплаты работы. Важным преимуществом является возможность приобретения фасованной продукции (параллельное производство расфасовочного материала и самой фасовки). Учитываются и логистические приимущества:  наличие у поставника собственного/наемного автопарка, его обеспеченность квалифицированным складским персоналом и оборудованность складской погрузочно-разгрузочной техникой, стеллажным оборудованием, эффективной системой учета движения товара.

Все это говорит о  возможностях неценовой конкуренции, когда ценовая привлекательность уже не является преимуществом отдельных компаний.

Марка-Групп